Как вернуть товар по Закону о защите прав потребителей

Современное законодательство, регулирующее отношения в сфере торговли и оказания услуг, призвано обеспечивать социальные гарантии населения и повышать ответственность производителя к качеству выпускаемой продукции, обязательства продавцов за продаваемый потребителю товар или предоставляемые услуги. Одним из инструментов государственной политики, направленным на защиту гражданских прав населения нашей страны и определяющим отношения между потребителем и продавцом (исполнителем, изготовителем и т.д.), является Закон о защите прав потребителей.

Порядок торговли

В повседневной жизни каждый из нас является потребителем, т.е. лицом, приобретающим различные товары в личных, не связанных с предпринимательской деятельностью, целях. Закон о защите прав потребителей, принятый 7 февраля 1992 года, выполняет три важнейшие функции в сфере торговли и оказания услуг:

  • определяет порядок взаимодействия между потребителем и продавцом (поставщиком, производителем и т.п.);
  • является механизмом реализации прав граждан;
  • определяет основные категории прав потребителей (информацию о поставщиках, описание и качественные параметры продукции, группы безопасности и т.д.).

В данном законе определяются права потребителей и правила подачи претензий, перечисляются законодательные акты, имеющие непосредственное отношение к взаимодействию сторон, отмечается связь региональных и федеральных инстанций. Помимо этого, в нем изложены положения о защите прав покупателей при приобретении товара, выполнении работ или оказании услуг, а также о сохранности прав гражданина со стороны государства или общества. Данный закон не действует в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, выступающих в качестве потребителей.

Возврат товара по закону

Хотя большинство продавцов дорожат своей репутацией и без проблем возвращают деньги или обменивают возвращаемый покупателем товар, нередко встречаются ситуации, когда продавцы идут на всевозможные уловки, не желая выполнять требования покупателя. В такой ситуации следует знать, что права потребителя на возврат товара не подходящего по размеру, цвету, фасону, форме, комплектации или являющегося бракованным, закреплены действующим законодательством.

Закон о защите прав потребителей однозначно описывает ситуации, в которых потребитель имеет полное право на возврат неподходящей или бракованной продукции. Следует более подробно остановиться на наиболее распространенных обстоятельствах, связанных с возвратом товара.

Возврат товара надлежащего качества

Немало покупателей сталкиваются с ситуацией, когда продавец отказывает покупателю обменять товар, мотивируя это тем, что товар соответствует указанным критериям качества. Данное утверждение является нарушением прав потребителя, поскольку согласно статье 25 Закона, покупатель имеет право на замену непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичную продукцию.

Для выполнения подобного действия необходимо соблюдение некоторых условий:

1. Возвращаемый товар должен сохранять потребительские характеристики, ярлыки и товарный вид. Товар не должен быть в употреблении. Иметь подтверждающий покупку документ (кассовый или товарный чек). Хотя отсутствие данного документа не лишает потребителя права на возврат товара.

2. Необходимо соблюдать установленные для возврата товара сроки. С момента покупки должно протии не более 14 дней, не считая даты приобретения товара.

3. У покупателя имеется право обменять товар надлежащего качества, если он не подошел по размеру, габаритам, цвету, форме, фасону или комплектации.

Следует отметить, что продавец вправе отказать в обмене товара, если он не сохранил товарный вид.

Также возможен отказ, если товар относится к установленной законодательством определенной группе непродовольственных товаров, не подлежащих обмену. К таким товарам относятся, например, предметы личной гигиены, парфюмерия, косметические средства, медицинские препараты, бытовая химия и т.п.

Возврат бракованного товара

При возврате товара ненадлежащего качества защита прав потребителя регулируется статьей 18 Закона о защите прав потребителей. Следует знать, что бракованным считается товар, не соответствующий заявляемым параметрам и характеристикам, не способный выполнять свои функции, не соответствующий условиям договора купли-продажи либо имеющий существенные недостатки. При этом отсутствие товарного или кассового чека не может служить основанием для отказа в приеме продавцом возвращаемого товара.

Возврат технически сложного товара

Возврат товара относящегося к данной группе имеет ряд особенностей, поэтому возврат технически сложного товара может стать проблематичным и послужить причиной конфликтных ситуаций. Подобная продукция, как правило, имеет достаточно высокую стоимость, поэтому продавцы не горят особым желанием добровольно возвращать деньги или обменивать некачественный товар.

Если недостатки товара были выявлены в течение 14 дней с момента покупки, покупатель имеет право вернуть технически сложный товар продавцу и потребовать замены на аналогичный товар или возврата уплаченных за данный товар денежных средств.

Также покупатель вправе вернуть товар продавцу при следующих обстоятельствах:

  • в случае обнаружения в течение гарантийного срока значительных недостатков в приобретенном товаре;
  • в случае нарушения сроков устранения выявленных недостатков;
  • в случае невозможности использования продукции более 30 дней в совокупности в течение 1 года гарантийного срока, в связи с устранением неисправностей.

При выявлении неисправностей и отказе обменять или вернуть деньги за бракованный товар, продавец обязан провести экспертизу за свой счет. Потребитель имеет право присутствовать при проведении данной экспертизы. В случае несогласия с ее результатами покупатель вправе обжаловать ее в судебном порядке.

Возврат товара заказанного через интернет

В настоящее время приобретение товаров через интернет становится все более популярным. Однако большинство покупателей не имеют представления о том, что делать, если заказанный товар не соответствует их ожиданиям, например, не подошел по комплектации, форме, размерам или оказался бракованным.

В соответствии с действующим законодательством, обеспечивающим защиту прав потребителя, продавец обязан предоставить покупателю следующую информацию о предлагаемом товаре:

  • полное описание предлагаемого товара;
  • сведения о сертификации товара;
  • правила эксплуатации и технические характеристики;
  • информацию по обеспечению безопасности;
  • сведения о действиях владельца товара по окончанию срока использования товара.

Также продавец обязан сообщить о продолжительности гарантийного срока, особенностях технического обслуживания, свои контактные данные, сведения об изготовителе, стоимость и условия приобретения. Покупатель имеет право отказаться от покупки товара вплоть до момента ее получения.

Если на момент получения покупателем товар не соответствует заявленным характеристикам, покупатель вправе оформить отказ от покупки. Замена товара может быть осуществлена в течение 15 дней с момента получения товара покупателем.

Возврат товара бывшего в употреблении

При продаже товара бывшего в употреблении (как правило, после ремонта и по заниженной цене), продавец обязан уведомить покупателя о том, что он приобретает товар, который был в употреблении. Важным условием является не только устное предупреждение покупателя, но и уведомление в письменной форме (указание на чеке, фирменном ярлычке и т.п.), в противном случае покупатель имеет законное право расторгнуть договор купли-продажи и потребовать возврата денежных средств и возмещения понесенных убытков.

Возврат денежных средств

Обмен неподходящего или некачественного товара производится, как правило, при обращении потребителя к продавцу с письменным заявлением, составленным в 2-х экземплярах.

Если на момент обращения у продавца отсутствует аналог приобретенного покупателем товара, то гражданин вправе предъявить требование о расторжении договора купли-продажи и возврате денежных средств, оформленное в письменном виде. Подробная информация о действиях в такой ситуации изложена в статье 25 Закона о защите прав потребителей.

Условия и сроки возврата денежных средств

Законодательством установлено, что граждане имеют право приобретать товары соответствующего качества, отвечающим требованиям безопасности и не представляющим угрозы жизни и здоровью людей, их имуществу. Если покупать приобрел товар, который его не устраивает, он вправе потребовать возврата уплаченных за такой товар денег. Для этого покупатель должен предъявить продавцу письменную претензию с перечислением в ней фактов нарушения его прав и ущемления интересов.

Если продавец никак не отреагирует на предъявленную претензию или ответит на нее отказом, это может служить основанием для обращения покупателя в специальные структуры, такие как Роспотребнадзор, в компетенции которого находится в том числе и защита прав потребителей или суд.

Чаще всего, как правило, основным условием для требования о возврате денежных средств является ненадлежащее качество товара.

Законом установлен 10-дневный срок, в течение которого продавец обязан удовлетворить претензию покупателя о возврате денежных средств и вернуть уплаченные за товар деньги. Это правило касается обычных товаров. В отношении технически сложных товаров срок для возврата денежных средств составляет 30 дней с момента получения продавцом соответствующей претензии. Данные условия прописаны в статье 22 Закона о защите прав потребителей.

Требования покупателя и их исполнение

Требование покупателя о возврате денег за товар является одним из самых неприятных моментов. Хороший и качественный товар покупатель может вернуть только при определенных условиях в течение 14 дней с даты приобретения товара, не считая самого дня покупки. Особенности такого возврата были описаны выше.

При покупке дефектного товара возврат денежных средств за него производится на основании письменного требования (претензии).

Претензию необходимо составлять в 2-х экземплярах, на одном из которых продавец должен поставить дату принятия претензии и расписаться. Этот экземпляр остается у покупателя. Если продавец отказывается принимать или заверять претензию, то ее можно отправить в адрес продавца по почте заказным письмом с уведомлением.

Встречается немало случаев, когда продавец, нарушая права потребителя, отказывается возвращать деньги за товар, мотивируя свою позицию понесенными им издержками на проведение экспертизы и проверку качества товара. В таких случаях наиболее эффективным и действенным способом будет обращение в суд, поскольку чаще всего суд встает на сторону потребителя и принимает решение в его пользу.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: